Население предгорий

 Дольмены района Новороссийска

Дольмены — погребальные мегалитические сооружения в виде каменного ящика, пол, стены и крыша которого сложены из массивных плит или блоков песчаника или других пород, со входом-отверстием в передней стене. Обычно такой ящик является камерой, в которой помещались останки погребенных и сопровождающие их вещи: посуда, орудия, напутственная пища, встроенный в сложную насыпь из булыжника, плит и блоков.
По причине плохой сохранности подавляющего большинства дольменов, что связано с ограблением или разрушением таких могил в древности и в новое и новейшее время, история, культура, условия жизни строителей дольменов изучены недостаточно. Не решена окончательно и проблема их датировки.
По имеющимся данным древнейшие дольмены на Кавказе появились на раннем этапе бронзового века или в IV тысячелетии до н. э. Основная их масса выстроена на протяжении III — начала II тысячелетий. Вопрос о возможности сооружения дольменов позднее пока не решен. Многие раскопанные дольмены содержали остатки захоронений среднего и позднего периодов бронзового века и даже начала века железа (т.н. протомеотская культура 8-7 вв. до н.э.), однако велика вероятность того, что эти захоронения помещены в более древние сооружения, переиспользованы, как говорят археологи.
Дольменные группы или могильники на полуострове Абрау (всего имеются данные о 7 таких памятниках, однако сохранилась только часть из них) являются самыми западными для территории распространения дольменной культуры. Лучше других сохранились 2 группы на правом берегу р. Озерейки, раскопанные и частично восстановленные новороссийским археологом А.В. Дмитриевым. Одна включает остатки трех больших дольменов, встроенных в круглые каменные насыпи, обложенные по периметру циклопической кладкой и слившиеся между собой. Другая включает несколько дольменов-ящиков очень небольшого размера.
Племена бронзового века, строившие дольмены и хоронившее в них своих умерших, проживали на Черноморском побережье и в горных долинах северных склонов Каказского хребта. Ближайшими соседями их являлись племена степных скотоводов, относимые к т.н. катакомбной культуре. Определенные контакты между «дольменщиками» и «катакомбниками» были. Об этом говорит сходство материальной культуры: вылепленной от руки посуды, форм орудий и оружия, металлических изделий и украшений. Однако принципиальное различие погребальных конструкций и обрядов свидетельствует о том, что обе группы сознавали свои отличия и особенности, четко различали «своих» и «чужих».