Синды, керкеты, тореты

НАСЕЛЕНИЕ ПРЕДГОРИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

В VIII–IV ВВ. ДО Н.Э.

Первые описания этого региона, а следовательно, и появление обитавшего здесь населения на исторической арене связано с освоением северокавказского побережья Черного моря древними греками. Наиболее тесные взаимоотношения греческие колонисты наладили с более миролюбивыми синдами (Блаватский, 1985. С. 55–58), с тех пор их политическая история неразрывно связана с историей Боспорского государства (Polyaen, Strateg., 8, 55).

По сведениям древних авторов, в VI-I вв. до н.э. на территории от Горгиппии (Анапы) до Торика (Геленджик), юго-западнее синдов, обитали племена керкетов и торетов (Ps.-Skyl. 72-75; Strabo. XI 2, 1; Plin. NH. VI. 17). Согласно Псевдо-Скилаку (IV в. до н.э.), керкеты живут ближе к Синдской гавани, далее — тореты и эллинский город Торик с гаванью. Большая часть известных нам археологических памятников догреческого населения предгорий — могильники, которые датируются в пределах VI — IV вв. до н.э., их многочисленность косвенно свидетельствует о довольно высокой плотности местного населения в этот период.

Склеп

Захоронения в этих могильниках совершались на древнем горизонте в каменных ящиках из больших песчаниковых плит и были окружены башнеобразными конструкциями из крупных необработанных камней или морских валунов. Эта традиция существует на полуострове Абрау с эпохи поздней бронзы. Так же как и в «синдских» могильниках побережья (окрестности Горгиппии — Анапы), «классической» формой являются либо парные, по-видимому семейные или асинхронные коллективные захоронения (очевидно, родственников, с ориентировкой тела в восточном секторе).

Для топографии могильников аборигенного населения характерно плотное, упорядоченное (как правило, рядами) расположение погребальных сооружений, что свидетельствует о традиционности и предельно регламентированной жизни этого населения. Формы погребальных сооружений населения предгорий Северо-Западного Кавказа имеют явные параллели в могильниках автохтонного населения гор, южного берега Крыма (крымская мегалитическая культура (тавры) и предгорий, части степи и побережья, в частности, Керченского полуострова (кизил-кобинская культура), что позволяет некоторым ученым высказать мнение об их кавказском происхождении.

Говоря об инокультурных влияниях, особо следует отметить длительное воздействие прикубанского населения (оседлого или полуоседлого меотского и сменяющих друг друга со временем в степной и пойменной части региона кочевников) на местную культуру предгорий. Оно прослеживается в погребальных комплексах местной культуры уже с предскифского времени, что позволяет исследователям рассматривать археологические памятники предгорий как составную часть единой культурно-исторической общности.

Свидетельства о значительной социальной дифференциации для VI-IV вв. до н.э. довольно немногочисленны. Они выражаются в присутствии в погребальных комплексах большего разнообразия престижных и дорогостоящих привозных предметов: элементов защитного вооружения (пластинчатые панцири) и уздечных наборов, украшенных скифской зооморфной пластикой.

В эллинистическое время, по-видимому, по образцу античных склеповых сооружений, появляется практика захоронения через торцевую части каменного ящика. В III-II в. до н.э. резко сокращается ареал аборигенных комплексов. Обычай захоронения в каменных ящиках внутри обкладок-кормлехов доживает до римского времени только в ущельях Широкая Балка и в долине реки Озерейка (М. А.А.).