Эпоха средневековья

 Полуостров Абрау и прилегающие территории в средние века

Финал античной эпохи в Северном Причерноморье совпал с началом периода глобальных перемещений в евразийском пространстве различных этнических групп и племенных союзов. Этот процесс, продолжавшийся с IV по VIII вв., получил название «эпоха великого переселения народов». Затронул он и территорию полуострова Абрау.

В V в. в Крыму, на Тамани и на Черноморском побережье Западного Кавказа оседают германские племена готов. В районе Анапы-Новороссийска, как следует из письменных сообщений, в V-VI вв. проживало племя готов-эвдусиан. Именно они оставили знаменитый могильник, открытый в 1970-е гг. на р. Дюрсо. Богатые, насыщенные инвентарем погребения этого некрополя, особенно сопровождавшиеся конскими жертвоприношениями захоронения воинов, стали эталонными комплексами для изучения раннесредневековых древностей Кавказа и Европы.

Одновременно с готами, в равнинные районы полуострова проникают кочевые племена: гуннов, болгар, а с рубежа VII-VIII вв. — хазар. В состав созданного последними государства — Хазарского каганата, вошел полуостров Абрау и сопредельные земли. В районе Анапы открыты многочисленные поселения с керамикой, характерной для салтово-маяцкой культуры — археологической культуры Хазарского каганата. Примечательно одно из них — Уташское, являвшееся, судя по всему, одним их центров распространения пришедшего из Византии христианства. С ним связаны находка греческой надписи о сооружении неким себастом Артемием храма в честь Преображения Господня и нескольких десятков надгробий с христианской символикой. Связи с Византийской Империей прослеживаются и по данным нумизматики — в долине Сукко найден клад византийских монет VII-VIII вв.

Около середины VIII в. в районе Анапы-Новороссийска появляется население, оставившее могильники с погребениями по обряду трупосожжения (с ним связана поздняя группа погребений могильника на р. Дюрсо). Местных корней данный обряд и некоторые элементы культуры его носителей не имеют, зато находят параллели в древностях тюрко-угорского мира. Появление здесь нового населения связано, судя по всему, с политикой Хазарского каганата, правители которого применяли практику переселений подвластных им народов. Исследователи связывают носителей обряда кремации с историческими касогами, известными в этом регионе по сообщениям византийских, арабских и древнерусских письменных источников. Судя по обилию в мужских захоронениях предметов вооружения, и сопровождавшим воинов захоронениям снаряженных коней, касоги представляли собой общество, жившее за счет военного промысла. С касогами воевал в 1022 г. тмутараканский князь Мстислав Владимирович Удалой. Традиция совершения кремационных погребений сохранялась на Черноморском побережье и в Закубанье вплоть до XIII в.

С конца XII в. регион начинают заселять зихи — предки адыгов, обитавшие до этого в более восточных районах Черноморского побережья. Факт их присутствия уже в это время подтверждается находкой близ ст. Гостагаевской надгробной греческой надписи, содержащей адыгские по происхождению имена. В XIII в. в горы и леса полуострова Абрау проникают орды спасающихся от монголо-татарского нашествия половцев. Именно они, как считают исследователи, приносят в погребальные традиции местного населения обычай возведения над захоронением небольшого кургана, сохранявшийся у адыгов вплоть до позднего средневековья.

В том же XIII в. на Черноморском и Азовском побережьях появляются итальянские колонии и фактории, основанные выходцами из Генуи. На месте современной Анапы располагалась колония с названием Мапа, а вблизи Новороссийска — селение Батариум. Жители факторий вели оживленную торговлю с адыгами. Свидетельством пребывания здесь итальянцев служат находки наконечников арбалетных стрел, а также серебряных перстней с геральдическими символами и латинскими надписями.

В ущельях полуострова Абрау открыты десятки курганных могильников XIII-XVI вв., оставленных адыгами. Некоторые из них насчитывают сотни насыпей. Под курганами обычно находятся гробницы из каменных плит — «каменные ящики», содержащие одиночные и коллективные захоронения. Погребальный инвентарь не отличается разнообразием: мужские погребения сопровождались оружием, женские — украшениями, предметами рукоделия, керамической и деревянной посудой. Известны находки монет Золотой Орды и Крымского ханства.

При раскопках поселений открыты многочисленные хозяйственные ямы. Следов каменного домостроительства не обнаружено, однако отмечены обломки обгоревшей глиняной обмазки с отпечатками прутьев. Они указывают на существование турлучных конструкций — построек, стены которых представляли собой плетень, обмазанный глиной. Эти находки вполне соответствуют сообщениям европейских путешественников этого времени, в частности Дж. Интериано, об отсутствии у адыгов каменных домов и укреплений, и существовании построек, сплетенных из ветвей. На этом фоне уникальным является поселение, открытое на мысе Малый Утриш. Здесь не только обнаружены многочисленные остатки каменных конструкции, многие из которых, похоже, были жилыми, но открыта сложенная из камня крепостная стена с широким проемом — воротами, близ которых располагался «склад» вкопанных в грунт глиняных бочек-пифосов.

В 1475 г. генуэские колонии на Черном море были завоеваны турками-османами. В Мапе, получившей с этого времени название Анапа, был оставлен турецкий гарнизон, а вскоре на берегу Суджукской (Цемесской) бухты появилась крепость Суджук-Кале. В последующие столетия эти земли стали ареной ожесточенной борьбы между Османской Турцией и Российской Империей (Н. А.М.)