Подарок или трофей?
Инокультурные изделия в кузнечной продукции местного населения п-ва Абрау в античную эпоху
(по данным археометаллогафии)
Металлографическое исследование коллекции железных предметов из памятников местного населения позволило получить представление о традициях местной железообработки, для которых было характерно использование простых технологических приемов (отковка изделий целиком из железа или сырцовой стали) и которые сохранялись на протяжении длительного периода. На этом фоне хорошо выявляются изделия, изготовленные в иных технологических традициях.
Ярким примером такого изделия может служить кинжал VI в. до н.э. (анализ 9902) с территории расселения синдов (могильник у с.Гайкодзор). По форме он относится к кинжалам скифского типа, имеет бабочковидное перекрестие и брусковидное навершие. Однако форма предмета была явно чужда мастеру, изготовившему его, о чем красноречиво говорит перевернутое на 180 градусов перекрестие. Вместе с тем клинок был выполнен в передовой для своего времени технологии наварки стальных лезвий на железную основу. Подобная технология получает широкое распространение лишь в эпоху средневековья, но даже тогда не всякому мастеру удавалось качественно осуществить кузнечную сварку железа и высокоуглеродистой стали. Эта операция требовала большого опыта, хорошего знания необходимого температурного режима (сварка должна была проводиться в узком температурном интервале). В данном случае мы имеем дело с качественным изделием, по всей видимости, это продукция мастера, связанного с античным культурным миром.
Выделяется еще одно изделие – наконечник копья (анализ 9458) из могильника у с. Первомайка, имеющий четырехгранную втулку и перо с наваренными на его основу с двух сторон ребрами жесткости. В кузнечной практике для выведения ребер жесткости обычно применялись специальные приспособления. Здесь же использован трудоемкий прием конструктивной сварки. Подобная конструкция пера нам известна лишь в материалах из памятников ананьинской культуры на Средней Волге.
Обращают на себя внимание наконечники копий, втулка которых на конце была стянута железным кольцом. Такой наконечник выявлен в материалах Раевского некрополя (анализ 9458), а также могильников у хут. Красная Скала (анализы 879,882) и Лобанова Щель. Как показало металлографическое исследование, железное кольцо на этих изделиях было закреплено с помощью пайки цветным металлом. В качестве припоя использован сплав на медной основе с примесью олова и свинца. Иногда частички цветного металла заметны на поверхности втулки, что возможно свидетельствует об ее обмеднении.
Использование приема пайки железа медью редко встречается в кузнечной технике даже в эпоху средневековья. В материалах культур скифо-кавказского круга этот прием не известен. Применение пайки в обработке черных металлов в рассматриваемое время следует связывать с традициями античных мастеров, широко использовавших пайку в цветной металлообработке (Т. Н.Н.).