Колонизация
О внутрибоспорской колонизации периферийных районов азиатского Боспора
Греческая колонизация — процесс освоения (заселения) новых удобных в природно-климатическом и стратегическом отношении, богатых минеральными и людскими ресурсами областей — охватывает целую историческую эпоху в истории Северного Причерноморья.
Демографический рост в причерноморский колониях (за счет новоприбывших и в результате естественного прироста), а также, по всей видимости, хозяйственная (производственная и торгово-обменная) деятельность греков-боспорян привели к качественным изменениям: началось активное освоение окрестных пространств, формировалась и расширялась хозяйственная периферия античных центров — хора. Особую роль в этом процесс играла боспорская правящая элита. Опираясь на свидетельства античных авторов, в частности, об основании Киммериды боспорскими тиранами (Ps.-Skymn., 896 ) и Синдской Гавани (Ps.-Skymn., 888) эллинами, пришедшими из ближних мест, С.А. Жебелев охарактеризовал этот процесс как вторичная, “внутрибоспорская” колонизация. Удачность этого термина подтверждается его использованием ведущими исследователями истории Боспорского государства (Д.Б. Шелов, Ю.Г. Виноградов и др.).
Начало внутрибоспорской колонизации можно датировать позднеархаической эпохой, концом VI в. – началом V до н.э. Несмотря на сложность и разнообразие форм проявления этого процесса, как на европейском Боспоре (Северо-Восточный Крым), так и в азиатской части, в Прикубанье и Подонье, не вызывает сомнения, что наиболее существенные импульсы его развитию были заданы политическими событиями: на рубеже V-IV в. до н.э. – в период образования единого территориального государства при Левконе; на рубеже IV-III в. до н.э. – в момент максимального расширения границ Боспорского государства при Евмеле; в I в. до н. э. – в период укрепления центральной власти при Асандре.
Завершение внутрибоспорской колонизации происходит на рубеже эр, когда отчетливо набирает обороты диаметрально противоположный по содержанию, но не менее длительный и многообразный, чем внутрибоспорская колонизация, процесс варваризации Боспора. Его основой стало массовое проникновение представителей скифо-сарматских и меото-сарматских племен в античные центры Северного Причерноморья.
К юго-востоку от азиатского Боспора греческие поселения появляются еще в архаическую эпоху: на побережье Цемесской (поселение Бата-Патус) и Геленджикской (поселение Торик) бухт, однако в крупные городские центры они явно не переросли.
На рубеже IV-III вв. до н.э. интерес к этому региону на Боспоре явно пробуждается. Естественная граница боспорского влияния в эллинистическую эпоху была установлена по Навагирскому хребту (в конце V-IV вв. до н.э. по хребту Семисам). В освоении этого района явно участвует население Закубанья. Система расселения на этом этапе дублирует аборигенную.
В новую фазу процесс колонизации юго-восточной периферии переходит в раннеримское время: система укрепленных башен-усадеб ставит под контроль весь полуостров Абрау.
Таким образом, значительные пространства на востоке и юго-востоке от азиатского Боспора приводятся в подчинение и осваиваются довольно поздно — на рубеже IV-III вв. до н.э. Судя по данным разнообразных источников, практически с момента создания Боспорского территориального государства в конце V в. до н. колонизационный процесс регулировался боспорскими правителями, т.е. возведен в ранг государственной политики (М. А.А.).